Весна, 11 апреля 1944 года. Москва салютовала освободителям Керчи двадцатью артиллерийскими залпами из 224-х орудий. Но, чтобы наступил этот радостный день, советским воинам и керчанам пришлось заплатить дорогую цену. Фронтовые дороги Керчи были полны драматизма и тяжёлых потерь. Нашим воинам пришлось дважды освобождать многострадальную керченскую землю от жестокого врага. На защиту своего родного города встали жители Керчи. Это были седовласые мужчины, безусые юнцы и женщины, осаждающие пороги городского военкомата. Каждый день – это был медленный, но верный шаг к Победе.
Ушли на фронт полторы тысячи добровольцев, 15 тысяч призывников, тысячи керчан непризывного возраста вступали в отряды народного ополчения. Каждый день шли телеграммы Крымского обкома ВКП(б) горкома и райкомам партии: «Введено угрожаемое положение. Приведите в боевую готовность партаппарат, все средства воздушной обороны. Поднимите отряды самообороны, мобилизуйте для них автомашины, вооружите боевым оружием… На ответственные места поставьте коммунистов…». Сегодня это не просто скупые строки телеграмм из Крымского архива, сегодня – это история. В газетах писали о патриотическом движении среди трудящихся города. «…Каждый день поступают заявления от добровольцев в райкомы партии, комсомола, райвоенкоматы и райсоветы. В партийное бюро прокатного цеха завода им. Войкова таких заявлений поступило свыше 100… 30 девушек-работниц табачной фабрики изъявили желание поступить в распоряжение военного командования в качестве медсестёр. Отделы кадров предприятий в эти дни переполнены женщинами-домохозяйками, предлагающими свои услуги на производстве взамен мужчин, ушедших в армию…» («Красный Крым», 1941 г., 26 июня). И каждая газетная строчка как будто взывала: «Скорей, скорей, враг наступает».
К концу сентября 1941 года керчане перевыполняли нормы в 2-3 раза. Был объявлен сбор тёплых вещей для наших бойцов. К 19 сентября на приёмный пункт поступило 945 предметов: тёплые полушубки, валенки, свитера, тёплые брюки и т. д. Все предприятия города стали выпускать военную продукцию. Только один металлургический завод им. Войкова дал фронту около 100 тысяч гранат, 250 огнемётов, 22 миномёта, 100 тонн противотанковой зажигательной смеси. День за днём, под бомбёжками, керчане боролись за Победу. Тяжёлая первая оккупация с 16 ноября 1941 года показала, что враг жесток и коварен. «Гитлеровские вояки 16 ноября 1941 года подходили к городу с разных сторон длинными цепями, молчаливо, бесшумно, робко озираясь по сторонам… Мародёрство, грабежи, расстрелы происходили во всём городе…». Но керчане и не думали сдаваться. Партизаны Старокарантинских и Аджимушкайских каменоломен не давали покоя фашистам. Сражались даже дети. Володя Дубинин и Ваня Гриценко, Толя Ковалёв и Жора Емелин. Они шли на смерть ради жизни на земле. 30 декабря 1941 г. Советское информбюро сообщило о высадке морского десанта и освобождении Керчи и Феодосии. Керченско-Феодосийская десантная операция стала той первой победой, окрылившей всех. Но шла война, и враг был ещё очень силён. Освобождённая Керчь стала военной базой для войск Крымского фронта. Город понемногу возвращался к жизни, но налёты вражеской авиации не прекращались. В таких суровых условиях рабочие заводов ремонтировали танки, орудия, миномёты, автомашины, изготовляли боеприпасы. На заводе им. Войкова был построен третий керченский бронепоезд. Вновь ожил порт, от его причалов отходили суда с военными грузами для частей Крымского фронта. Подписка на Государственный военный заём достигла 4,5 млн. рублей. Керчане ещё раз продемонстрировали безграничную любовь к Родине, свою решимость и непреклонную волю к Победе.
Но враг продолжал наступать. И, несмотря на героизм и мужество советских воинов, войска Крымского фронта потерпели поражение. Вторично захватив Керчь в мае 1942 года, фашисты с ещё большей жестокостью начали расправляться с населением города. Люди, не успевшие покинуть город и переправиться на кубанский берег, целыми семьями уходили в каменоломни. Там же находились и военнослужащие. Для их уничтожения фашисты организовали специальные команды. Фельдфебель 88-го сапёрного батальона 46-й пехотной дивизии Флеснер на севастопольском процессе в 1947 году показывал: «…Примерно 22-23 мая 1942 года батальон приступил к массовому уничтожению русских, скрывавшихся в большом количестве в каменоломнях…». Советские бойцы, оказавшиеся в окружении, превратили каменоломни в неприступную подземную крепость, сражаясь с противником 170 дней и ночей, без пищи и воды, без боеприпасов, фашисты травили их газами, но так и не смогли победить. П. М. Ягунов, И. П. Парахин, Г. М. Бурмин, М. Г. Поважный возглавили героическую оборону Аджимушкайских каменоломен. Не сдавался и город. Летом 1942 года молодёжь Керчи и окрестных сёл стала создавать подпольные группы. Ни жестокие пытки, ни казни не смогли остановить борьбу керчан против врага. Долгой и упорной была эта борьба.
И вот наступил ноябрь 1943 года. Керченско-Эльтигенская десантная операция стала прологом освобождения Крыма и Керчи от немецко-фашистских захватчиков. 11 апреля 1944 года вновь заалело знамя на вершине Митридата. А 8 октября 1944 года взметнулся ввысь 24-метровый Обелиск Славы в память о тех, кто сделал всё для этого освобождения.
«И стоит сегодня на стыке двух морей Город-Герой, город-памятник – как самая большая награда тем, кто себя в бою не пожалел, а Родину сберёг».