Родился 09.12.1938 г. в г.Керчи, нос. Старый Карантин. В годы ВОВ в период оккупации Крыма и Керчи находился в г. Керчи.
Вот что он вспоминает о тех нелёгких годах:
«Зная о наступлении наш войск в Крым, немцы всех жителей Керчи и всех деревень собрали на стадионе ЖРК и через 2 дня погрузили на платформы, и хотели вывезти в Германию, но наши войска взяли Перекоп и нас увезли в Бахчисарай, в аул (теперь Песчаное), там мы жили в татарской семье, которая нам во всем помогала и оберегала от румын и немцев. После освобождения Крыма мы за неделю пешком вернулись домой – в нос.Старый Карантин, здесь я и пошел в школу.
Я с лета 1948 года два месяца каждый год до 1954 г. работал в колхозе «Коммунар» п. Партизанский. С 1954 - по 1958 г. учился в Крымском техникуме механизации сельского хозяйства. По окончании работал механиком в колхозе «Коммунар». С апреля 1959 г по октябрь работал в ЖРК водителем дежурной машины управления и диспетчеров.
В октябре 1959 года призван в ряды Советской Армии.»
Краткая справка: 20.02.2018 г. исполнилось 55 лет совместной супружеской жизни ветерана Вооружённых Сил, участника боевых действий, подполковника в отставке Моисеенко Георгия Алексеевича и его супруги Моисеенко (Матюхиной) Анны Фроловны.
За время службы совершили 7 переездов, сменили 8 военных гарнизонов, 7 квартир и 5 Военных округов ,переклеили полтора километра обоев и ни разу не поругались.
Вырастили сына Алексея -ветеран боевых действий -прапорщик, а он родил и воспитал двоих сыновей :-старший Георгий ,начальник отделения реанимации в медсанбате Президентской гвардии г. Грозный (Чечня) капитан -ветеран боевых действий. Младший Семён - работает в Москве в одном из банков.
Анна Фроловна всегда занималась воспитанием сына ,внуков и правнучки и содержанием мужа- всегда в боевой готовности. Из небольшого денежного содержания (110 р.) лейтенанта- умудрялась кормить, одевать и обставлять квартиру, не предъявляя претензий к мужу. С выходом в запас в 1984г. переехали в Керчь, работали в рыбколхозе им. Ленина - она машинисткой, он - нач. отдела кадров, потом диспетчер по флоту
С 2002г. Георгий Алексеевич участвует в Ветеранском движении , а с 2010г. член Президиума и Председатель Аршинцевского территориального Совета ветеранов (2015-2017).
Имеет награды:- за разминирование( 2000 боеприпасов) и умелые действия при событиях в Чехословакии в 1968г. медаль "За боевые заслуги", "За освоение целинных земель" и других - 20 шт.
А вот немного из его лейтенантско - капитанских воспоминаний о событиях 1968 года в Чехословакии. Конечно, всё очень личностное, но сильно передаёт положение дел в те годы.
События в Чехословакии в 1968 году, и моё в них участие.
48 МСД дислоцировалась в г. Болград Одесской обл. и каждый год 2 мая выезжала на летние лагеря на Широколановский полигон г. Николаев. до конца мая, для боевого слаживания рот и проведения учений батальонов и полков. В этот раз нас вернули домой через неделю, не объяснив причину внезапного возвращения.
В часть поступил приказ - чтобы в подразделении круглосуточно находился офицер.
Во всех СМИ пошла информация о неблагополучии в ЧССР.( Пражская весна).
. В начале июня всю дивизию посадили на казарменное положение, без допуска семей на территорию части.
В Одесском ВО объявили скрытную мобилизацию - в часть стали поступать замполиты рот положенные по штатам военного времени и недостающая по штатам техника из народного хозяйства.
В начале июля поступил приказ на погрузку техники на эшелон- маршрут следования и разгрузки -Закарпатье г. Берегово.
В этот же день жену положили в больницу на операцию ,сына девать некуда , я обратился к командиру части с просьбой отвезти Лёшу к родителям в Керчь, он отказал-ищи другой вариант, я предложил ему уволить из армии моего брата Евгения (он прослужил уже 2 года),чтобы он увёз сына. Командир сапёрного батальона п/полковник Кундухов Ч.Н. согласился и Женю уволили первым в СА отслужившим 2 года.
В это время начальник штаба батальона м-р Костерной Л. дезертировал из части и вместо него НШ назначили моего командира роты к-на Банилис В.Р. а меня командиром роты ИТ вместо него. Часть сосредоточилась в 1 км. от г.Берегово. Здесь мы узнали, что Костерной понижен в должности до командира роты и в звании капитана и оставлен служить в округе.
В течении месяца шла обработка нашего сознания политработниками в том, что с победой компартии ЧССР в 1948г. 90% богатых осталось жить в Чехословакии с лишением прав занимать руководящие посты ,а их детям учиться в ВУЗах. Через 20 лет в 1968г. накрученные западной пропагандой, униженные богатые поднимают народ против партийной номенклатуры -за социализм с человеческим лицом.
Брежнев и ЦК КПСС принимают решение о вводе войск Варшавского договора на территорию ЧССР. На территорию ЧССР вступили войска СССР, Польши, Венгрии, Болгарии, на границе встали войска ГДР. Если бы мы не вошли, то ЧССР оккупировало бы НАТО.
17 августа я получаю приказ - погрузить всю гусеничную технику батальона (24 ед. и 50 чел. солдат и сержантов) на ст. Берегово,- назначаюсь начальником эшелона - ст.разгрузки Венгрия г. Хаймашкер - 75 км. от границы с ЧССР.
20 августа мы пополняем запас топлива в баках, получаем полный боекомплект на пулемёты, АКМ, П. Макарова, сухпаёк на сутки и я карту с маршрутом № 2-Хаймашкер(Венгрия), г. Пшибрам (Чехословакия) - 40 км. от Австрийской границы. За 3 часа до времени Ч (19 час.) мне вручили 200 форинтов , я попросил купить мне флягу коньяка и пиво. Мне привезли 0,75 л. коньяка и 32 бутылки пива (бутылка 0,350 г.)
В 19.00 я начал движение за тылами рембата и прибыл в г. Комаром Венгрия на р. Дунай.
В 01.00 , 21.08.1968г. мы пересекли границу ЧССР по мосту через р. Дунай и вошли в г. Комарно в Словакии. Пройдя около 30 км., мы соединились с колёсной техникой батальона и штабом. Здесь нас накормили завтраком, уточнили маршрут, он был 700км. Одна заправка гусеничной техники на 500 км. прикрепили к нам ЗИС-5 с бочками с топливом сказали, что там солярка. Выдали сухпаёк на 2 суток ,а на руки дали только один паёк, второй везёт старшина на замыкающей машине. Через 3 час. я узнал ,что машина сломалась и её отбуксировали в Венгрию.
Нас предупредили ,что в случае обстрела нас, огонь вести в ответ только по стреляющим. В населённых пунктах будут мешать проходу моей техники-ехать, на толпу на пониженной передаче.
Я попросил у командира к себе в помощь одного офицера или сверхсрочника, мне отказали .Получалось - я один ст. лейтенант на 50 солдат и 24 ед. гусеничной техники батальона, а у командира –н а 2 машины и 6 солдат - один офицер или прапорщик.( в батальоне 25 офицеров и 24 прапорщика). После завтрака штаб и колёсная техника ушли вперёд (100 ед.) со скоростью 40-45 км. час., за ними мы со скоростью 15-18 км. час двинулись в сторону г. Брно.
На окраине города колонну остановили регулировщики комендантской роты дивизии и приказали обойти Брно южнее, так как выходящую роту автобата подвоза ГСМ обстреляли в городе.
В двух км. я нашёл объезд, сверху дороги был ж/дорожный мост, высота проезда 3,3 м. а моя техника высотой 4,15м. пришлось задержаться-переводить машины в рабочее положение и потеряли более 4 час. За первые сутки мы прошли более 230 км. По дорогам и населенным пунктам Словакии народ нас принимал нейтрально.
Когда вошли в Чехию пошли угрозы, плевки-дороги исписаны :- Ленин вставай, Брежнев с ума сошёл, солдат иди домой тебя ждёт мама и дети , оккупанты-идите домой и др.. Указатели дорог и населённых пунктов перепутаны ,кто им следовал тот ходил по кругу. Так командир роты химзащиты дивизии ,трижды мою колонну обгонял и трижды догонял её сзади. Пришлось уговорить его идти за мной, я вел колонну по карте, а не по указателям.
За двое суток марша я подобрал брошенных и отставших -3 танка и 9 машин с техимуществом дивизии.
За вторые сутки мы прошли 260км. и за г. Йиглава я остановил колонну в 18.00 в заброшенном карьере (250х100м.), для дозаправки, в баках оставалось по 20-30 литров соляра для маневра. Когда подогнали машину с бочками, там оказался бензин. По радио пытался связаться со штабом, но связи не было, штаб ушёл от нас км.на 200.,а р/станции на Т-55 и ГМЗ (СУ-100) берут устойчивую связь на 50-70км. В карьере занял круговую оборону, прикрывшись танками.
На 3 сутки часов в 11.00 к нам подошла колонна тылов автобата нашей дивизии во главе с зам. по тылу части у которой была цистерна с 3т.соляра,а бензина не было. Мы договорились, что проведем обмен 1к1 но он даёт мне в придачу 2 мешка сухарей и пак консервов ( 45 банок).Мы заправили технику, поделили сухари и бычки в томате по экипажам ( солдаты уже 2 суток были голодные) и, потеряв в движении более 19час., колонна двинулась по маршруту. Прошли за остаток дня и ночь ещё 150км.
Когда до точки встречи с батальоном оставалось км.70, к колоне подъехал начальник инженерной службы дивизии п/полковник Маметьев и приказал перейти с маршрута №2 на №1.преварительно обругав меня, что я веду колонну не по тому маршруту. Я ему предъявил карту с указанным мне маршрутом №2.
Приказав мне перейти на маршрут №1, приказ подписать отказался, пригрозив мне, что за это в ВОВ расстреливали. Я собрал всех солдат и сообщил им ,что по приказу НИС мы переходим на марш.№1 (в 8км.севернее), приказ не подписан Маметьевым и, в случае недоразумений они могли подтвердить мои слова. А так-же попросил его сообщить об этом моему командиру части, мои р/станции не берут связь. Он пообещал.
Прибыв в точку встречи ,меня встретил начальник вещевой службы части ст. л-т Бац В .От него я узнал ,что командир растерял колону батальона,а в р-н сосредоточения привел всего 7 машин из 100,остальные собирали неделю.
Отъехав от трассы км.7, мы остановились у деревни, к нам стали подходить жители, и пошёл обмен мнениями, почему мы пришли к ним. Мы им объясняли, что не пришли бы мы, пришли американцы, тем более ,что нас пригласило их правительство во главе с Дубчекои, их аргументы -мы сами у себя разберёмся.
Агрессии у нас друг к другу не было. Они стали угощать нас табаком и учить крутить самокрутки. Старики вспоминали как наши отцы в 1945г.учили их крутить самокрутки из махорки , а теперь они учат нас.
Прибыв в район сосредоточения части, я прибыл к командиру и доложил о прибытии всей техники и личного состава. Кундухов Ч.Н. разразился бранью в мой адрес в том ,что я опоздал на пол суток. Я ему возразил ,что я не опоздал, а был брошен командованием части без продовольствия, топлива и связи, а также мой переход на маршрут №1 был приказан НИС дивизии, о чём он обещал доложить Вам и представил ему карту с отметкой об отказе Маметьева подписать приказ, командир ответил ,что сообщения от НИС не было и снова угроза моего расстрела во время ВОВ. Всегда виновен подчинённый, хотя я ему напомнил о потерянном им батальоне.
В это время ко мне прибыл посыльный с сообщением ,что сержанту Ан плохо. Он командир МТУ (мостоукладчик) один, без механика - водителя провёл танк все 700 км., двое с половиной суток голодным, хотя я ему дважды давал механиков-водителей с других машин .Он давал им проехать км.30 и возвращал назад ,а мне говорил ,что они угробят машину. По пути я послал за доктором части. Прибыв к машине ,я увидел Ана сидящем в танке с закрытыми глазами, собрал солдат , мы вытащили его и прислонили к катку МТУ. Здесь я поверил ,что существует жёлтая раса людей (он по национальности кореец) Ан был весь жёлтый как суточный цыплёнок. Прибыл доктор Скачко И.И., сделал свои манипуляции и пояснил это голодом и нервным истощением , приказал отпаивать его мясным бульоном в течение суток и больше никакой пищи. Через сутки он восстановился.
Через несколько дней к нам стали прибывать комиссии из НИИ инженерных войск Нахабино, танковых и автомобильных войск с расспросами - как вела себя техника, пройдя большие расстояния и какие подготовительные работы мы делали. Ответ был один - техника надёжная, доливали только масло и топливо.
В начале сентября командиров подразделений собрали на совещание по поводу поощрения личного состава ,за образцовую оккупацию Чехословакии, Правительством СССР. На батальон дали три награды:-Красную Звезду- солдатам; орден Красного Знамени- старшему офицерскому составу; медаль За боевые заслуги-младшим офицерам. Я представил к Красной Звезде сержанта Ан ,политработники были против, ссылаясь на его национальность, я с возмущением им возразил, это наш советский солдат, совершивший подвиг, а вы этого не увидели. В результате:- майору Воронину, замполиту батальона - Красное Знамя; мне - За боевые заслуги; Ану - Красная Звезда.
Семейное фото тех лет с Отцом и Мамой, Женой и Сыном