МАЧИЮН Валентин Васильевич

Валентин Мачиюн: Герои живут с нами

Валентин Васильевич МАЧИЮН был воспитанником легендарной школы Юнг, участвовал в военных операциях и в десанте во время войны с Японией, а также 30 лет проработал в Керченском рыбколхозе. Валентин Васильевич награжден орденом Отечественной войны второй степени, орденом за мужество 3 степени и представлен на получение медали Ушакова.

Валентин Васильевич, расскажите, пожалуйста, о себе.

Начну с рождения. Родился я в Павловской области на Дальнем Востоке 18 августа 1929 года. В 1936 году умерла мать во время родов. В 1937 году арестовали отца. Я уже был во втором классе, попал в детский дом. Детский дом был станцией Юхтавы Свободницкого района. Это был детский дом строгого режима, потому что я считался сыном врага народа. Я там пробыл два года. В 1940 году меня перевели в детский дом в городе Свердловск (сейчас Екатеринбург). В 1941 была организована первая школа Юнг на Соловецких островах. Меня и еще двух мальчиков из детского дома отправили в эту школу. Школу юнг можно считать военной школой. Жили мы в казармах в монастыре на Соловецких островах. Обучали как военных: ходили в атаку, было оружие без патронов, но когда выходили на стрельбище, их давали, заготавливали дрова для камбуза, ходили на шлюпках и под парусами. Я обучался боцманскому делу. Но, кроме того, нас обучали кидать ножи. Даже в 60 лет я готовил своего внука в армию и учил кидать ножи точно в цель. Еще тогда я мог с 5 метров попасть в точку.

Командир взвода был старшина первой статьи, награжденный, но тяжелораненый. Начальник училища был дворянин - царский капитан первого ранга. Лично Сталин назначил его руководить этой школой. Он был очень вежливый и культурный человек. Всегда обращался с нами как со взрослыми и никогда не называл даже на «ты». Командир роты был капитан-лейтенант, фронтовик.

Наша школа довольно известна, про неё сняли фильм «Юнга Северного флота». Снят этот фильм с использованием материалов из автобиографических историй бывших юнг-писателей Валентина ПИКУЛЯ и Виталия ГУЗАНОВА. Валентин ПИКУЛЬ написал книгу «Юнги Северного флота», он с нами учился. У меня тоже была такая книга с его росписью, но ее украли в госпитале.

После того как мы в 1943 году закончили школу, нас всех отправили по флотам. Я попал на Северный флот в бригаду подводных лодок. Меня приписали к подводной лодке, но на лодку не пускали, поскольку мне было всего лишь 14 лет. Потом боцман этой лодки поехал получать в Мурманск оборудование и там попал под бомбежку. Ему ампутировали ногу. И тогда командир подводной лодки взял меня к себе.

В 1944 году нас отправили на спецзадание. Мы должны были забрать нашу разведку в Норвегии. Эта разведка была заброшена туда авиацией, забрать мы должны были их к себе на борт. Разведчиков было 10 человек. Только взяли мы этих людей к себе на борт, как зашел немецкий охотник. Они целый час бомбили нас. Командир лег под скалу и сказал всем лежать и не двигаться, а мне приказал босиком заделать трещины, и я, пятнадцатилетний мальчик, под пулями немцев любым материалом, который там был, пытался заделать щели – это была борьба за «живучесть» корабля. Надо было любой ценой сохранить все данные, собранные разведкой. Они собирали ценные данные для освобождения Северной Европы. По истории это был десятый сталинский удар. Нам повезло, мы успели дать сигнал, и к нам вышли на помощь. Немцы узнали это и ушли.

В 1945 году по договору с Америкой и Англией нашу эскадру: 2 крейсера, 3 эсминца, сторожевой корабль и 5 подводных лодок северо-морским путем оправили на Дальний Восток. Там 8 августа началась война с Японией. Я высаживался в десанте в город Селси в Корее. Там мы бились четыре дня. Из 1000 человек десанта остались в живых лишь половина.

Чо вы чувствовали в тот момент, когда узнали о начале войны?

Я в это время был в детском доме. Помню, мы вернулись с рыбалки и нам объявили, что началась война, в нас проснулся дух патриотизма, все хотели помочь Родине, рвались на фронт. Некоторые, кто был постарше, даже садились в поезд и уезжали, но их возвращали.

Не боялись смерти?

Я не верю, что можно не бояться смерти. Боятся смерти все, даже те, кто этого не показывает. Когда высаживался с десантом, я шел навстречу пулям и снарядам, которые летели прямо в меня и лишь чудом не задели, тогда не было никаких ощущений, даже страха, потому что все мои мысли были только о том, чтобы победить. А вот когда бомбили лодку, мне было действительно страшно, во-первых, мне было всего 15 лет, а во-вторых, я впервые столкнулся с немцами и ощутил, что такое война.

Как сложилась ваша жизнь после войны?

Всю жизнь я посвятил морю. После демобилизации ходил в загранплавания. В 1952 году нам поручили сделать перегон военного транспорта из Владивостока в Крым. Здесь я и остался. Стал работать в Азовском пароходстве боцманом. Мы возили чугун в Батуми. Через три месяца я туда переехал. Но прожил всего месяц. Меня вызвали боцманом на лайнер « Россия» в Одессу. Но тут я тоже долго не проработал. В 1954 году стал трудиться в рыбной отрасли. 30 лет я проработал в рыбколхозе в Керчи капитаном. В 1989 году ушел на пенсию.

Я очень рада, что у меня была возможность пообщаться с настоящим героем и рассказать другим о том, что у нас в Керчи живут такие невероятные люди, которые совершили подвиги.

Беседовала: юнкор керченской школы журналистики Виктория ПОПОВА











Нет комментариев
Добавить комментарий