В ЦКБ-340(предприятие п/я 12) г.Зеленодольска коллективом, руководимым Главным конструктором Александром Викторовичем Кунаховичем рождены идеи создания малых противолодочных кораблей на подводных крыльях. Сторонником новой гидродинамической схемы был так же и брат Александра Викторовича, научный сотрудник ЦАГИ Константин Викторович и коллектив их гидродинамической 12-й лаборатории.
В марте 1958 года на территории Керченского Судостроительного завода №532(п/я 48) был создан филиал №1 Зеленодольского ЦКБ-340, который обеспечивал постройку серийных МПК проектов 201 и 204. Руководил созданием филиала и строительством новых МПК заместитель главного конструктора Зеленодольского ПКБ Марк Моисеевич Гольдберг.
. В апреле 1959 года по Волго-Донскому каналу в Керчь прибыл макет быстроходного корабля на подводных крыльях ОК «Смерч» пр.М1101. Его всесторонние испытания были поручены филиалу №1, а обеспечение мореходных испытаний в/ч 22915 осуществляющей от ВМФ вместе с представительством Заказчика №580 приемку серийных МПК. В июне 1959 года опытный корабль был готов к проведению испытаний. Был сформирован экипаж и испытательная партия. Командиром ОК был назначен капитан 3 ранга Рыбянов Василий Иванович, старшим механиком капитан-лейтенант Махарадзе Ф.И., штурманом-боцманом от филиала был Гнездилов Доля Алексеевич
.
Всего в испытательную партию вошли 13 человек. В нее вошли представители от проектанта, ЦАГИ, ЦНИИ №45, филиала №1.
В/ч 22915 поручило обеспечение безопасных мореходных испытаний 823 АСС. 16 августа 1959 года на одном из выходов в море ОК «Смерч» развил скорость небывалую для того времени – 107 узлов
.
К 20 летию этого события и Главному конструктору А.В.Кунаховичу ведущий инженер-испытатель 12 отделения ЦАГИ Сергей Михайлович Дудкин посвятил свое стихотворение отражающее важность и напряженность тех опытно-конструкторских работ
коллектива специалистов ЦКБ и его филиала
В 1960 году вспомогательными судами ЧФ ОК «Смерч» и головной МПК пр.204 -заказ 801
были доставлены в г.Балаклава и представлены Главным конструктором ЦКБ А.В.Кунаховичем Первому Секретарю ЦК КПСС Н.С.Хрущеву. В беседе с Н.С.Хрущевым были вскрыты проблемы малого ресурса газотурбинных установок и их неэкономичность. Кроме того, они в малом количестве выпускались заводами.
В 1966 году филиал ЦКБ-340 №1 стал именоваться Керченским филиалом ПКБ (п/я В-2876). В 1967 году КфПКБ приступил к мореходным испытаниям плавсредств танков в Керченском проливе. Для этих целей в КфПКБ были прикомандированы три средних танка Т-54, Т-55 и Т-62 с навешенными плавсредствами ПС-3.
Руководил работами по испытаниям инженер-конструктор механического сектора Калганов Ю.А.
.
Обеспечение безопасных мореходных испытаний от в/ч 22915 выполняли катера и личный состав 823 группы АСС. Танки в процессе испытаний на навесных плавсредствах на волнении моря пересекали Керченский пролив до Тамани и обратно -это 12 км туда и 12 км обратно
Валерий Якушев-сын одного из работников 823 АСС – механика катера ВМ-5 Якушева Николая Федоровича
- авиационного механика, майора запаса рассказал о состоянии отца после возвращения из одного испытательного похода с танками:
«Как-то вечером, где-то в 64-65 году открываю дверь на звонок и вижу на пороге: отец в чьем-то чужом берете(т.к. шапка утонула ,а мой берет всегда вызывал у него возмущение, вплоть до отказа находиться рядом); - Под шинелью светлые голубые рабочие матросские брюки и рабочие разбитые ботинки (это при том, что отец был очень аккуратным человеком во всем, в том числе и в одежде). Вся одежда сушилась на катере и на веселее после лечения «народным средством».
А мама так и не смогла отстирать нательное шерстяное белье – цвет до уровня груди был телесного цвета, а внизу интенсивного темно-коричневого цвета. Такой цвет воды был в бухте, т.к. при погрузке окатышей железной руды с Керченского ЖРК на баржи, вода была насыщена взвесью железной руды.
Из рассказа отца: -« При испытаниях группа членов комиссии расположилась на броне танка на ходу буксировки. Дело было в ноябре, прохладно, все одеты в зимнюю одежду, радостные удачным завершением работ расслабились, но тут, то ли буксировщик рванул, то ли волна, но танк вдруг нырнул и народ с танка всплыл в зимней одежде, так что, заодно пришлось принимать потерпевших –«отрабатывать» задачу по спасению. Первым подоспел катер с вольнонаемным экипажем, которые и вытащили почти всех пострадавших. Так как один водолаз был в готовности, т.е. в водолазном костюме с грузами в свинцовых ботинках, то не мог принимать участие в этих «развлечениях», а двое тут же нырнули и начали вытаскивать тонущих, а Николаю Федоровичу пришлось принимать потерпевших, стоя по пояс в воде на трапе. Пострадавших приводили в чувство «народным методом» - раздели, растерли снаружи спиртом, продезинфицировали внутри опять же спиртом и хороший обед. Так что никто не подхватил даже насморка. Насколько эффективным оказался «народный метод». Это то, что запомнилось.»
В 1968 году после проведения контрольных испытаний в Камышевой бухте г.Севастополя ПС-3 были приняты на вооружение СА как ПСТ-63М и серийно производились на судостроительных заводах страны.
В 1971 году КфПКБ приступил к изготовлению и мореходным испытаниям буксируемых гидродинамических тел по теме «Струя»
.
Для мореходных испытаний также привлекались катера ВМ и ВРД 823 АСС . На одном из завершающих выходов тело «Струя» буксируемое торпедоловом перед входом в Керченский пролив в результате обрыва кабель-троса было потеряно. Поиски результатов не дали.
Летом 1973 года завершилась постройка и начались мореходные испытания опытного катера на подводных крыльях с аэродинамической разгрузкой (ПК и АДР) «Циклон»
.
Для обеспечения безопасности мореходных испытаний постоянно от в/ч 22915 привлекались катера с экипажами спасателей 823 АСС. Катера вели наблюдение за движущейся целью на протяжении всех маршрутов следования «Циклона» с разными курсовыми углами. Катер «Циклон» имел водоизмещение 60 тонн. Им было совершено за 6 лет испытаний 50 мореходных выходов на испытания.
В испытаниях участвовали представители ЦАГИ, ЦНИИ им.Крылова, ЗПКБ, КБ «Винт», ЦКБ по СПК, в/ч 27177 и в/ч 13132. Испытания проводили начальник-Главный конструктор ЗПКБ Ю.А.Никольский, главный инженер КфПКБ Гольдберг М.М., ведущий экспериментатор ЗПКБ Пасечник В.Г., ведущий конструктор КфПКБ Тимошек М.Г., капитан-водитель катера «Циклон» Тудрий П.С.
.
В 1975 году в Керчь для проведения испытаний прибыло судно на воздушной подушке водоизмещением 110 тонн КВП.11
.
Капитаном судна назначен капитан-водитель Круглов В.Л., механиком Подушко Ю.П.. руководили испытаниями главный инженер КфПКБ Карлинский А.И., ведущий экспериментатор Ткаченко А.Н.
На фото запечетлены представители в/ч 13132, ЗПКБ и КфПКБ. Во время испытаний достигнута скорость 32 узла.
Безопасность испытаний от в/ч 22915 обеспечивали катера 823 АСС.
В ноябре 1975 для достройки и сдачи флоту в Керчь на Зеленодольскую сдаточную базу завода им.Горького и в в/ч 22915 прибыл МПК на ПК пр.1141 «Александр Кунахович» и его плавдок СПД-23.
Главный конструктор МПК Овсиенко Евгений Иванович
Базировались МПК и СПД-23 у причальной стенке на территории Керченского филиала ПКБ. После завершения достроечных работ они убыли в г.Севастополь для проведения испытаний и дальнейшей службы в составе ОВРа ЧФ вплоть до 1990г.
В 1990 году в КфПКБ началась технологическая подготовка опытного производства к приему и переоборудованию МПК «А.Кунахович» по теме «К-77р»
.
Прибывшие МПК и СПД-23 были поставлены к причальной стенке КфПКБ. Строителем заказа был назначен Максимов А.В. Обслуживание экипажа проводилось службами в/ч 22915. Техническое обслуживание работ по переоборудованию выполняли специалисты конструкторского отдела КфПКБ. К работам по переоборудованию и установки РПК «Медведка» привлекались на стоящем в СПД-23 МПК бригады судовых электромонтажников цеха 2 Севастопольского предприятия «ЭРА» и трубопроводчиков ОАО «Судостроительный завод «Залив» им.Б.Е.Бутомы», бригады судосборщиков КфПКБ.
В 1992 году переоборудование МПК было завершено, а в 1993 году после подписания актов завершения работ заказ был передан на испытания Черноморскому Флоту . Испытательные стрельбы РПК «Медведка» с МПК «Александр Кунахович» были выполнены на 31-м полигоне ВМФ РФ
С момента создания в 1959 году и до расформирования в 1992 году КфПКБ сотрудничал с в/ч 22915, оказывали посильную помощь друг другу. Так КфПКБ безвозмездно передавал в/ч 22915 для учебных целей газовые турбины 15-В, ВД-7, а после завершения строительства новых помещений и классов гарнизона помогали в препарировании газовых турбин АЛ-7 как учебных пособий. После завершения эксплуатации ОК «Смерч» он и его специальный плавдок были безвозмездно отправлены для разделки на металлолом на площадке Генуэзского мола. После завершения испытаний ОК «Циклон» и его специальный плавдок также были переданы в ч 22915 для утилизации на Генмолу. Та же участь постигла и 140 тонный ОК КВП-11, который был отправлен после завершения всех испытательных работ на морской полигон и утилизирован.
Второй справа автор стихотворения о Смерче С.М.Дудкин и группа инженеров-конструкторов ЗПКБ
МПК А. Кунахович с РПК Медведка в СПД-23 у причала КфПКБ(ОКБ Яхта).
Материалы в статью подготовил и предоставил нашему сайту
бывший начальник Морской испытательной станции КфПКБ (ОКБ «Яхта») Игорь Петрович Шевченко.