Родился 22.01.1956г. в г. Мурманск. В Керчи проживает с 1971г. Окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков в 1978г. Капитан, летчик 1-го класса, старший летчик 143-го бомбардировочного авиационного полка 36-й бад 34-й ВА. Участник боевых действий в Афганистане с 20.01. по 14.02.1989г. Награжден медалью «За боевые заслуги» (01.11.1989)
Вот его воспоминания:
После окончания училища служил в Забайкальском военном округе. Летали мы тогда на СУ-17-ых. С 1983-го по 1988-ой годы проходил службу в Группе советских войск в Германии. Там уже были СУ-24-ые. По замене попал в Закавказский военный округ, в Грузию, на аэродром «Копитнари». На вооружении нашего полка были самолеты СУ-24м. Это фронтовые бомбардировщики на глубину порядка 500км. В начале каждого года проводились летно-тактические учения полка. Это обычная боевая учеба в мирное время. Проведение такого летно-тактического учения было намечено на январь 1989г. В ходе этого «учения» мы совершали боевые вылеты на территорию Афганистана для нанесения бомбовых ударов.
Какой был смысл в вылетах на бомбометание уже при выводе наших войск из Афганистана? Когда начался вывод наших войск, Ахмад Шах, который к этому моменту являлся одной из первых фигур среди руководителей внутренней оппозиции, стал предпринимать активные действия для усиления своего влияния в северных районах. Здесь проходила «магистраль жизни» Кабул-Хайратон. В случае захвата этой стратегически важной магистрали, по которой шло все снабжение, создалось бы катастрофическое положение не только в столице, но и практически во всей стране. При выводе наши сторожевые заставы, стоявшие вдоль дороги, стали передаваться афганским военнослужащим. В ответ на это отряды Ахмад Шаха блокировали Южный Саланг. Несмотря на то, что с Ахмад Шахом было заключено соглашение о беспрепятственной проходке советских колонн, условий которого он придерживался, было принято решение о проведении против него широкомасштабной операции. По Панджшеру и прилегающим к нему районам были нанесены мощные артиллерийские и авиационные удары, в том числе силами авиации, базирующейся на территории СССР.
17-го января наш 143-й полк с частями обеспечения перелетел в г. Кировабад, а на следующий день – на аэродром «Карши». Условия были действительно «боевыми». Летный и технический состав разместили в солдатской казарме, с выбитыми, занавешенными одеялами, окнами. Отопление отсутствовало, вода подавалась нерегулярно.
Нам дали день подготовки для изучения характеристик Каршинского и запасных аэродромов, ознакомления с районом полетов.
`20-го января мы совершили первый боевой вылет. В моей летной книжке сделана такая абсурдная запись: «летно-тактическое учение 1-й авиационной эскадрильи, боевой вылет на бомбометание». Вместе с нами работали также Каршинский и Николаевский авиаполки. Боевая задача ставилась по телефону из Ташкента. Штурманский отдел рассчитывал маршрут полета, готовил полетные карты.
Боевые вылеты совершали в район городов Кабул, Мазари-Шариф, Джелалабад, и в Панджшерское ущелье. Стандартная боевая загрузка – полные внутренние баки и два подвесных бака ПТБ-3000 под крылья, фугасные бомбы ФАБ-1500 (калибра 1500кг) под фюзеляж и две ФАБ-500 (калибра 500кг) или две ФАБ-250 (калибра 250кг) под крылья на внешних подвесках. Обычная интенсивность вылетов – один днем и один ночью.
В назначенное время летный состав прибывал на аэродром. Летчики получали оружие на себя и своего штурмана: по автомату АКСУ-74 с пятью магазинами, пистолету Макарова с двумя обоймами, по 4 гранаты и сигнальному патрону ночного и дневного действия – ПСНД. Командир полка ставил боевую задачу, и выделялось время на подготовку к вылету: первоначально – 1час 30 минут, впоследствии – 40 минут. В качестве целей назначались склады и места скопления бандформирований. В основном, это были небольшие населенные пункты, то есть цели площадного характера.
Боевой порядок – 16 самолетов. Днем в простых метеоусловиях они выстраивались колонной пар, а в сложных метеоусловиях и ночью – просто колонной. Кроме 16-ти плановых экипажей, боеготовность занимали еще 2-3 экипажа на случай выявления отказов техники в процессе запуска. Полеты совершались на эшелоне 7000м по запрограммированному контрольному ориентиру. Ориентирами служили Термезский мост или характерный изгиб берега озера в горах Гиндукуша. На боевой курс выходили за 20-40км до цели.
Удары наносились следующим образом. Выбирались точки прицеливания по периметру, и две-три точки – в центре цели. Программировалась бортовая вычислительная машина, заводились координаты. Самолет выходил на цель, и в навигационном режиме осуществлял бомбометание залпом с горизонтального полета. На каждую точку прицеливания – по 2-3 самолета. Точки прицеливания рассчитывались так, что территория накрывалась полностью, то есть от населенного пункта практически ничего не оставалось. Днем в простых метеоусловиях возможно было доприцеливание штурманом с помощью телевизионного прицела, который дает хорошую «картинку». Видны даже отдельно стоящий дом, дувал, и тому подобное. Были у нас отдельные личности, которые старались «доприцелиться». Но у большинства из нас отношение к нанесению ударов было такое, что никакого энтузиазма при этом не возникало. Формирования Ахмад Шаха стояли прямо в кишлаках, где находилось население.
После отработки цели набирали эшелон 8000м и совершали полет по маршруту до аэродрома посадки «Карши». По окончании вылета заполнялось боевое донесение, и проводился краткий разбор полета. Точные данные по итогам бомбометания давали уже десантные части, которые проводили зачистку кишлаков.
Первые две недели мы отработали по нормальной схеме: у нас были истребители прикрытия и вертолеты поисково-спасательной службы. То есть, если в полете происходит какой-то отказ, или самолет сбивается, экипаж катапультируется и подбирается. Последнюю неделю, когда наши войска были практически выведены с территории Афганистана, мы летали без истребителей прикрытия и вертолетов поисково-спасательной службы. Правда, говорили, что в Кабуле дежурил экипаж, который в случае катапультирования должен был провести поисково-спасательные мероприятия. Но мы были далеки от мысли, что за нами кто-нибудь полетел бы.
Последний вылет был выполнен днем 14-го февраля, меньше чем за сутки до официального окончания боевых действий в Афганистане. В составе полка я совершил 21 боевой вылет.
Планировалось продолжить нанесение бомбовых ударов и после вывода ОКСВ. Полк находился в боевой готовности до 1-го марта. С 1-го марта мы приступили к учебным плановым полетам, а 6-го числа перелетели на аэродром постоянного базирования «Копитнари».