Артамин Александр Алексеевич

Беснуются лопасти над головой.

Дрожит рукоять управленья.

Заходишь от солнца, и то, что живой,

Сверяешь с наземною тенью.

Пробита обшивка, разбито стекло,

Передняя стойка погнута,

Но ты приземлился, тебе повезло,

Тебе и в пехоте кому-то –

он ранен, тебя посылали к нему.

 Ты сел под обстрелом на скалы.

Железная птица в сигнальном дыму

 с гранитным слилась пьедесталом.

Артамин Александр Алексеевич

(18 июня 1949 г. - октября 1983 г.)

Награжден орденом Красной Звезды (посмертно).

Среди керчан, погибших в афганском смерче, Александр Алексеевич был наиболее умудрен и жизненным опытом, и во­енным. С аттестатом Михайловской средней школы Свердлов­ского района Джамбульской области он поступил и прекрасно окончил Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков с квалификацией «летчик-инженер». 11-месячные курсы подготовки летчиков-инструкторов дали ему возможность работать в течение 5 лет с иностранными курсантами, а затем он был откомандирован на 2 года в Алжир как первоклассный специалист. В Киевском военном округе, куда он прибыл после зарубежной командировки, получил направление в Багеровский гарнизон на должность старшего командира вертолета МИ-8 поисково-спасательной службы.

В январе-феврале 1982 года в газетах Киевского военного ок­руга «Ленинское Знамя» № 11 от 14.01.1982, центральных - «Комсомольская правда» № 14 от 17.01.1982, «Красная Звезда» № 46 от 26.02.1982 прошли сообщения о мужестве и героизме военных летчиков, спасших жизнь рыбаков трех сейнеров. Их в ходе путины в Азовском море застал циклон с метровыми волнами и снеговым зарядом, снижающим видимость до 30 метров. Сейнеры тащило на рифы. Казалось, не миновать беды. Но, к счастью, опыт военных летчиков сыграл решающую роль. Среди боевых машин был и вертолет майора Артамина А. А.

Этот эпизод, как маленький штрих, вносит дополнение к портрету нашего героя. Сколько таких экстремальных случаев может назвать супруга Александра Алексеевича, Нина Васильевна. А для него это была повседневная работа, которая заключалась в одном объемном и столь не популярном теперь слове «долг».

Именно долг послужил причиной того, что после 3-летней службы в Багерово он убыл в неизвестный ему и далекий Афгани­стан. В Союзе у него оставалась прекрасная семья, без которой он не мог и представить своего существования: жена Нина Ва­сильевна, дочь Анастасия 1973 г. и сын Павел 1980 г.

... Афганистан - это одна из самых отсталых и бедных стран мира, где крайне примитивны формы хозяйствования и ограни­чены внутренние ресурсы. Эта страна как бы находится в стороне от мировой цивилизации. Афганистан замер на стадии феода­лизма с глубокими родоплеменными устоями и традициями и даже общинно-патриархальным укладом жизни.

Доход со среднего крестьянского надела составлял около 50 тысяч афганей. Прокормить на эти деньги многочисленную семью афганский крестьянин не мог. Но были расценки для «воинов ис­лама», которые позволяли существовать безбедно. Например, голова советского офицера стоила 300 тысяч афганей. Сбитый вертолет или самолет оценивался в миллион афганей, т.е. стои­мость «Мерседеса». На вооружении исламской оппозиции появи­лись американские ракеты «Стингер». Но и требования к моджа­хедам предъявлялись строгие: «Из трех выпущенных «Стингеров» одна ракета, как минимум, должна поразить самолет или вертолет - иначе отрубят голову».

... В ходе операции группа вертолетов должна была высадить десант в районе безымянной электростанции. На борту МИ-8, где командиром был майор Артамин А.А., афганский десант задержался с высадкой. Поэтому его машина отстала по времени от основной группы. Чтобы догнать своих, Александр Алексеевич отклонился от маршрута, но был сбит ракетой. Получив ранение, превозмогая дикую боль в ноге, командир экипажа сумел в этих сложнейших условиях посадить падающую машину в горах на крошечной площадке.

Весь экипаж был взят в плен живым. Какие муки вынесли со­ветские летчики, известно теперь только Господу Богу. Мы можем об этом лишь догадываться. Через 4 дня моджахеды обменяли тела четырех      

летчиков на живых своих соратников. Тело 34-летнего майора Артамина было трудно узнаваемо. второго пилота Николая Вашутина определили только по тельняшке…

За мужество и героизм Указом  Президиума

Верховного Совета СССР 17 мая 1984 года майор Артамин   Александр

Алексеевич награжден орденом Красной Звезды (посмертно). Покоится он в почетном секторе № 44 городского     кладбища,

могила № 32.

 Самоотверженность, мужество и боевое мастерство, присущие советским военнослужащим в Афганистане, вынуждены были подтвердить и западные военные эксперты. В целом негативно оценивая там роль Советской Армии, они тем не менее констатировали, что советские солдаты и офицеры надлежащим образом обучены для участия в самых сложных боевых операциях.



Нет комментариев
Добавить комментарий