29 марта «Поезд Победы» прибыл в город-герой Керчь. "Поезд Победы" - это символ Великой Отечественной войны, это дань уважения всему советскому народу, который встал грудью на защиту Родины, людям той эпохи, которые совершали боевой подвиг на фронте и трудовой в тылу, приближали наш общий День Победы.
Уникальную передвижную историко-художественную экспозицию, посвящённую подвигу народа, посетили наши ветераны.
В каждом из 8 вагонов поезда Победы уникальная история, в которой переплетены события военных лет, исторические факты, судьбы и воспоминания.
Ни в одном музее мира на сегодняшний день нет такого количества многофигурных композиций в скульптуре. Поражает и мультимедийное сопровождение: 50 видеопроекторов, 18 видеостен и 12 сенсорных столов. Звуковые и световые эффекты делают экскурсию более проникновенной, а ощущения – более острыми, без труда окуная сознание человека в то страшное время, о котором мы никогда не должны забывать.
Проект передвижного музея создан в честь 75-летия со дня Победы во имя Славы и Памяти нашего народа.
Экскурсия проходит в режиме аудиогида через наушники и мини-плеер. Рассказ ведётся от лица реального человека, машинистки Елены Чухнюк. Девушка видела войну из окна своего локомотива и прекрасно помнит как дачные принадлежности, удочки и лыжи, сменились в один миг на винтовки и боеприпасы.
Вагон 1. Мирное время.
Вхожу в обычный советский плацкарт, летом здесь всегда шумно и душно. Пассажиры разные. Вот компания военных моряков, едут в отпуск наверное, весёлые и крепкие парни, как всегда охотно знакомятся с попутчицами. Туристы, спортсмены или же просто грибники и рыболовы. У каждого из них своя жизнь, свои планы, мечты и цели.
А вот этот пассажир приковывает абсолютно все взгляды – командир Сталинских соколов, так мы называем военных лётчиков. Вырвался, наконец, со службы, едет в отпуск навестить мать или на свидание с любимой девушкой.
Вагон 2. Поезд на фронт.
Всё изменилось в один миг. В каждый дом пришла война. От края и до края поднялась наша огромная страна, не оставалось ни одного равнодушного человека. На защиту встали не только военные, но и рабочие, и госслужащие, и даже совсем ещё молодые ребята.
Раздаёт политрук медальоны таким вот молодым парням, в медальоне, в маленьком пенальчике, бланк, где нужно написать фамилию, имя, звание и адрес семьи, чтобы было куда в случае смерти отправить похоронку. Страшно.
Прохожу в вагон. Поражает молчание и чувство тревоги на лицах людей. Сосредоточенные взгляды и ощущение неизвестности, но готовности защищать и сделать всё что потребуется для этого.
Возле входа рыдает женщина, она как олицетворение тех потерь, которые предстоит пережить в этой ужасной войне.
Вторая часть вагона – окоп.
Проходишь в эту часть вагона и оказываешься в окопе: земляные стены, земля под ногами, рядом солдаты. Поднимаешь взгляд поверх окопа и на время теряешь ощущение реальности: пулемётные очереди и грохот взрывов – идёт бой. Описание этого вагона я хочу закончить строчками из солдатского письма: «…горит земля, горит металл, горят люди. Отсюда не выбраться живым. Не ждите…» Это было последнее письмо, солдат пропал без вести.
Вагон 3. Концлагерь.
Самое страшное преступление Третьего рейха – концентрационные лагеря, места массового заточения людей. Эксперименты, пытки, голод, расстрелы, газовые камеры, все эти ужасы не может осознать человеческий разум.
Немцы миллионы наших военнопленных перевозили в товарных вагонах, не предназначенных для людей вообще. Холодные вагоны, кишащие вшами и другими паразитами, теснота была невообразимая, умирали в пути сотнями, пленных не кормили и не поили.
Отправляли наших солдат на тяжкий, нечеловеческий труд: в рудники, шахты, на химическое производство. Умирали рабочие и их место занимали новые пленные – конвейер смерти.
Очень долго стою возле ящика со старой стоптанной обувью, снятой с живых или же уже мёртвых бойцов. Леденящий ужас от осознания происходящего, комок в горле… Тут же лежит полосатая роба с номером. Даже понимать всё это невыносимо.
Вагон 4. Санитарный.
Забота о раненых на войне тоже своего рода поле боя, санитарный вагон – это демонстрация подвига медиков.
Из истории:
Санитарный поезд состоял из 10-15 вагонов-лазаретов, где можно было разместить до 30 раненых бойцов в каждом, 1-2 операционных вагонов, вагона-мастерской, электростанции, вагона-прачечной, цистерны и аптечного пункта. Одним словом, санитарный поезд – это госпиталь на колёсах.
На каждую медсестру приходилось около 165 раненых, так же в их обязанности входило поддержание чистоты в вагоне и кормление тяжелораненых.
Вторая часть 4 вагона. Наука.
В годы войны наука не стояла на месте. Была осуществлена разработка первоклассных самолётов и танков, артиллерийского и стрелкового оружия, реактивных систем залпового огня.
Труды военных медиков Н.Н. Бурденко, А.Д. Сперанского, З.В. Ермольевой обеспечили успешное лечение раненых. Благодаря появлению первого отечественного пенициллина к концу войны количество ампутаций значительно уменьшилось.
Вагон 5. Банно-прачечный.
Банно-прачечные поезда – важнейшее соблюдение санитарно-гигиенических норм в армии. В таких вагонах были душевые кабины, сушилки, дезинфекционные камеры. Для многих это была единственная возможность помыться после долгих походов.
После битвы под Сталинградом в плен сдалось около 100 тыс. немцев, захвачен был и фельдмаршал 6-й армии Фридрих Паулюс. Немецкий военачальник к исходу битвы выглядел совсем уж жалким и прежде чем доставить его в Москву, велено было немца помыть. Эта история долго еще ходила из уст в уста, о том как отмывали немецкого командира.
Вторая часть 5 вагона. Блокада.
После Сталинградской битвы и прорыва блокады народ ликовал.
К Ленинграду наладили железную дорогу маршрутом Шлиссельбург – Поляны. Опасная дорога была, на одном участке открыта для обстрела. Провожали в этот рейс каждый раз как в последний, бывало приходил состав на станцию горящим. Много людей погибло на этой дороге, но поезда ходили регулярно.
Однажды прибыл в Ленинград необычный груз – кошки. Голод там был страшный, съели не только голубей и собак, но и кошек не осталось тоже. Начали плодиться крысы. На борьбу с грызунами и были доставлены кошки.
Вагон 6. Штабной.
В военных штабах рождались планы битв и сражений решающие исход войны, многие военачальники перемещались по стране так часто что жить им приходилось в вагоне. Герой этого вагона маршал Рокоссовский, получивший маршальскую звезду и звание Героя Советского Союза за операцию «Багратион»
Вторая часть вагона. Бронепоезд.
Огромную роль в ведении войны сыграли бронепоезда. Самый известный «Илья Муромец» практически дошёл до самого Берлина. Оставалось 50 км до города, но мост через реку Одер был разрушен.
Впечатлило зрелище пробитой стены бронепоезда, много металла, много боевых орудий.
Вагон 7. Победа, возвращение домой.
Весна 1945 год. 1418 дней войны позади, они оставили не только шрамы на теле, но и глубокие раны в душах людей. Уходили на фронт молодые парни и девушки, а возвращаются домой уверенные в своей правоте и силе победители.
Самый первый поезд Победы пришёл на Рижский вокзал 17 июля 1945 года, но не из Берлина , а из Кёнигсберга (ныне Калининград).
Этот вагон интересен тем что он немецкий. Бойцы возвращаются на Родину в поезде уничтоженного врага. На стенах немецкие картинки заклеены советскими плакатами, таблички вагона тоже на немецком.
Возвращаются бойцы в новую жизнь, впереди другая задача – восстановление страны, но разве это кого-то пугало? Разве что-то могло напугать тех кто пережил ужасы войны и принёс Великую Победу.
Вагон 8. Память.
Последний вагон посвящен тем кто не вернулся с войны, тем кто отдал свою жизнь за наше мирное небо.
Экскурсия окончена, аудиогид молчит, на экранах мелькают лица погибших бойцов.
Молчание. Осмысливание всего увиденного.
Низкий поклон и Вечная память. Спасибо за Великую Победу.
Козлов Федор Федорович, председатель ветеранской организации города-героя Керчи отметил: ""Поезд Победы" позволяет молодому поколению лучше узнать историю войны, прикоснуться к трагичным и славным страницам нашей Родины, помнить какой дорогой ценой досталась Великая Победа! Благодарим всех, кто создал этот музей на колесах и тем, кто организовал нашим ветеранам посещение этой замечательной экспозиции."
Фотоальбом "Поезд Победы в Керчи - 29.03.2021"
Экскурсия по «Поезду Победы» в формате 360º
«Поезд Победы» — своеобразная машина времени, с помощью которой посетители погружаются в прошлое, и железнодорожный состав несет их по дорогам войны через испытания и потери — к Победе. Воспользуйтесь форматом видео 360º, чтобы погрузиться в образы прошлого нашей страны, от первого лица увидеть непарадный портрет великой эпохи в лицах, жестах, мгновениях, аутентичных предметах и подлинных чувствах.